Рассказываю очень просто, что такое метавселенная, как она устроена и для чего нужна

В конце октября 2021 года Марк Цукербер заявил о переименовании компании Facebook в Meta и сообщил, что под новым именем компания приступит к созданию метавселенной — «объемного интернета».

Если вы пока не понимаете, что такое метавселенная, как она будет работать, кому и зачем нужна — читайте статью до конца. Объясняю на простых примерах и рассуждаем, насколько реальна задумка или это очередная антиутопия.

Метавселенная — что это простыми словами + примеры

Метавселенная — это виртуальная реальность, параллельный мир, куда планируется перенести сайты, поисковики, приложения и их экосистемы. Мы будем присутствовать в метавселенной, создавать свои метамиры и взаимодействовать с объектами в качестве виртуального 3D аватара.

Это похоже на фильмы «Матрица», «Аватар», «Главный герой», а также на роман Нила Стивенсона «Лавина» 1992 года. К слову, Стивенсон и придумал термин «Метавселенная».

Чем метавселенная отличается от обычных видеоигр, где также можно создать свой аватар и находиться в других мирах?

Во-первых, главная фишка и задумка метавселенной — полное погружение. При помощи очков виртуальной реальности, тактильных перчаток, костюмов, датчиков можно будет действительно почувствовать себя в другой реальности. Можно будет ощущать виртуальные объекты, понимать настроение собеседника (аватар должен копировать мимику хозяина), ходить в этих мирах, а не просто сидеть на диване и смотреть в монитор, как сейчас.

Во-вторых, предполагается «бесшовное» использование онлайн сервисов — совместимость их данных. Сейчас большинство платформ обособлены друг от друга и стараются создавать отдельные экосистемы. Да, есть интеграции, но они не способны объединить максимум платформ в единую систему. В итоге приходится иметь десяток учетных записей и отдельно придумывать пароли для каждой. Предполагается, что в метавселенной эти границы будут стерты. Вы сможете смотреть фильм на Нетфликс в виртуальной комнате с аватарами друзей и одновременно общаться по Вотсапп или заказывать пиццу без необходимости открывать кучу окон и отдельно авторизовываться в каждой из систем.

Другой пример «бесшовности» — допустим, есть 2 онлайн игры. Сейчас вы не можете использовать амуницию или артефакты из игры WOW в Fortnite. А в метавселенной (по задумке разработчиков) такое будет возможным.

Презентация Марка Цукерберга о создании метавселенных (часовую версию можно найти на YouTube-канале Meta):

В метавселенной можно будет работать, учиться, общаться с друзьями и близкими, знакомиться с новыми людьми, покупать виртуальные предметы и даже открывать бизнес и все это, не покидая дома. Метавселенная — это не просто виртуальный мир для развлечений. Она может решить реальные проблемы человечества, например:

Проблема #1. Пользователи проводят много времени за смартфонами и ноутбуками, и это влияет на здоровье.

Малоподвижный образ жизни, много часов за монитором, отсутствие реального общения — все это приводит, как минимум, к депрессии и усталости, как максимум — к реальным заболеваниям и патологическим состояниям (гиподинамии, ожирению, сердечно-сосудистым проблемам, головным болям, ухудшению зрения).

В метавселенной можно будет ходить по мирам, жестикулировать, двигать руками предметы. То есть, наше физическое тело будет в движении, что жизненно важно. Не придется выбирать между здоровьем и возможностями Интернета. В метавселенной можно будет даже заниматься фитнесом в зале среди других людей, вернее, их аватаров. Вы будете видеть тренера и других участников, находясь дома, а они будут видеть вас.

Проблема #2. Люди реже общаются в реальной жизни, и все чаще заменяют голосовое общение на переписку. Еще одна проблема возникает, когда детям дают гаджеты в раннем возрасте — у них пропадает мотивация изучать реальный окружающий мир и общаться со сверстниками, вместо этого они «залипают» на видосики из Интернета или строчат сообщения. Нейронные связи формируются медленнее, и это плохо отражается на общем развитии.

Метавселенная позволяет не терять навыки социального общения — вы можете встретиться с друзьями в виртуальном кафе и общаться так, как если бы вы встретились в реальном кафе — голосом и с выражением эмоций вместо пары напечатанных фраз и смайлика в Viber.

При общении по мобильному телефону или даже видеосвязи все равно нет такого эффекта присутствия. Вы слышите голос или видите 2D изображение собеседника, а в метавселенной перед вами будет 3D аватар, который можно будет даже потрогать.

Проблема #3. Расстояние. Мы тратим уйму времени, чтобы добраться на работу, в магазин, забрать посылку с почты или доехать до театра. Мы можем не видиться с друзьями годами, потому что живем в разных странах, и у нас банально нет времени. Метавселенная должна убрать эти границы. В ней вы можете прийти в виртуальный магазин, потом встретиться с друзьями в виртуальном доме (даже если в реальности живете в разных городах), потом посмотреть вместе кино и так далее. Время, которое вы сэкономите, сделав основные дела в виртуальном мире (работа, учеба, покупки), можно будет потратить на что-то более ценное, чем стояние в пробках. Например, на реальный романтический вечер с любимым человеком.

Проблема #4. Пандемия. В 2020 году мы все столкнулись с масштабными ограничениями и оказались заперты в своих домах. Даже в тех компаниях, где перевели сотрудников на удаленку, некоторые процессы приходится решать в оффлайне — например, раз в неделю проводить совещание в офисе. Это риск для сотрудников. Многие люди оказались отрезаны от своих близких из-за закрытых границ. В метавселенной не будет границ и не нужны будут QR-коды, чтобы зайти в виртуальный торговый центр или встретиться с другом из другой страны (вернее, с его аватаром, конечно же). Отпадет необходимость и в оффлайн совещаниях — вы сможете собраться с коллегами в виртуальной комнате, провести презентацию на виртуальной доске и показать начальству оцифрованные документы. Да-да, это можно сделать и сейчас, но согласитесь, совещание в Zoom и совещание в объемной виртуальной комнате — это не одно и то же.

Пример, как может работать метавселенная

Самый простой пример реализации — вы просыпаетесь у себя дома, надеваете оборудование для погружения в метавселенную, чтобы провести планерку с коллегами в виртуальном кабинете. Затем зовете друга из другой страны погулять по виртуальной набережной, где обсуждаете прошедшую неделю. Потом заходите вместе в виртуальную галерею, чтобы посмотреть картины современных художников. Может даже купите одну как NFT. Затем идете в виртуальный супермаркет и покупаете еду. После чего реальный курьер на реальном складе комплектует ее и привозит в ваш реальный дом. Вечером вы вместе с друзьями смотрите кино в виртуальном кинотеатре. И все это не выходя из дома. Сэкономленное время используете, чтобы заняться спортом на свежем воздухе (в реале) или заняться творчеством.

По задумке разработчиков, вовлеченных в создание метавселенной, она должна отвечать следующим критериям:

  • максимальное погружение (чтобы не только видеть виртуальный мир, но и иметь возможность взаимодействовать с ним — осязать, ощущать запахи, двигать предметы);
  • метавселенная должна быть постоянной и единой для всех — как в реальном мире. Если вы купили виртуальный товар в магазине, другой человек не сможет купить тот же товар;
  • высокое качество Интернет-соединения и скорость обработки данных — ничего не должно зависать, сеть не должна обрываться;
  • отсутствие ограничений на количество пользователей, которые одновременно находятся в метавселенной;
  • единая внутренняя экономика — люди смогут зарабатывать и тратить деньги в метавселенной;
  • возможность для жителей метавселенной создавать свои миры и объекты;
  • децентрализованность — то есть, ни одна крупная компания не должна единолично управлять метавселенной.

*Больше о принципах метавселенной можно почитать в статьях инвестора Мэттью Болла.

Плюсы метавселенной

Итак, какие возможности открывает перед людьми метавселенная:

— возможность перенести многие бытовые процессы «на удаленку»;

— больше возможностей для учебы: на уроках истории дети смогут оказаться в виртуальном мире Античной Греции или побывать на полях сражений, студенты медицинских вузов смогут практиковаться и изучать анатомию на виртуальных моделях людей, будущие архитекторы смогут создавать полноразмерные виртуальные здания;

— возможность визуализировать свои проекты, например, изобретатели смогут показывать инвесторам прототипы своих наработок не просто в виде чертежей или распечатанных 3D моделей, а как объект виртуального мира;

— стирание границ, возможность путешествовать по виртуальным мирам. Это облегчит и улучшит жизнь людей с инвалидностью, низким финансовым положением или тех, кто не может выехать из-за ограничений, наложенных государством;

— возможность встречаться с друзьями и коллегами в виртуальных мирах, вместо того, чтобы тратить время на дорогу;

— появятся новые рабочие места, например, точно будут пользоваться спросом программисты и дизайнеры виртуальных объектов и метамиров;

— бренды смогут размещать рекламу в метавселенной.

Что мешает открыть метавселенную прямо сейчас

Несмотря на оптимизм идеологов метавселенных, остается много нерешенных вопросов. Из-за них создание полноценной виртуальной вселенной растянется на несколько лет. Например:

Техническая сторона вопроса. Сейчас VR-очки и тактильные перчатки тяжелые и неудобные — находиться несколько часов в них тяжело. Плюс у некоторых пользователь возникает морская болезнь, когда они пользуются стандартными VR-очками. Нужны более компактные и легкие по весу аналоги. Марк Цукерберг считает, что это должны быть очки, приближенные к обычным очкам для зрения, по типу Google glass.

Кроме того, пока качество графики в VR среде оставляет желать лучшего (хотя уже заметен прогресс). Для ощущения полного погружения в процесс важно, что мы видим своими глазами — реалистичный 3D аватар или пикселизованного человечка с треугольной головой.

Прототип реалистичных аватаров от Facebook — возможно, в метавселенной наши аватары будут точной копией нас:

Второй момент — безопасность физического тела во время путешествий по метавселенной. Человек в VR шлеме может запросто споткнуться и удариться о мебель в своей квартире. Значит, кроме оборудования для погружения должно быть еще оборудование для безопасности. Как вариант — использовать беговые платформы виртуальной реальности по типу Virtuix Omni 2.0.

Третий момент — для обработки такого количества данных и стабильной картинки нужно огромное количество серверов и мощных видеокарт. И все это должно где-то храниться, бесперебойно работать и обслуживаться.

Четвертое — для жизни в метавселенной нужен стабильный доступ в Интернет. Но для многих пользователей это проблема, а значит, эти люди будут отрезаны от возможности поселиться в метавселенной.

Кибербезопасность. Метавселенная предполагает хранение огромного количества информации как о самих мирах, так и о пользователях. Если взламывают одно приложение — это полбеды, а если взломают целую метавселенную? Кроме обычных цифровых данных борудование может иметь доступ к биометрическим данным миллиарда людей. Теоретически они могут быть получены через датчики, отслеживающие движение глаз и мимику, микрофоны, тактильные перчатки. Если такая информация попадет в плохие руки, произойдет катастрофа.

Дороговизна оборудования. Оборудование для VR, беговые платформы, мощные видеокарты уже сегодня для многих пользователей стоят неподъемных денег. Если цены не снизятся, то опять-таки, миллионы людей будут отрезаны от возможности жить и развиваться в метавселенной из-за отсутствия денег на оборудование.

Нет консенсуса между мировыми компаниями. Чтобы метавселенной была «бесшовной», компании должны объединиться и согласиться на обмен данными друг с другом. Как минимум, крупные корпорации. Это одна из самых главных проблем, потому что вряд ли тот же Яндекс согласится сотрудничать с Google. А компанию Apple неоднократно обвиняли в монополии из-за запрета ставить на iOS сторонние приложения. Также нет гарантий, что некоторые компании не начнут использовать «грязные методы игры», например, не попробуют создать свои метавселенные на основе полученных данных или не используют их иным способом во вред. Например, для кибератак на жителей других стран.

Какие компании уже объединились для совместной разработки решений для метавселенной:

  • Meta (Facebook);
  • Google;
  • Microsoft;
  • Binance;
  • Epic Games;
  • Tencent;
  • PayPal.

Какие еще компании или продукты так или иначе планируют интегрировать в метавселенную:

Примеры метавселенных от брендов

Вернее микро-метавселенных, потому что полноценные запустить пока нереально, выше объяснили, почему. Тем не менее, есть компании и знаменитости, которые уже сделали первые шаги в этом направлении.

#1. Fortnite. Знаменитая игра от Epic Games уже давно перестала быть просто видеоигрой. Это виртуальная социальная площадка, где можно общаться с друзьями, создавать свои миры, ходить на концерты, менять одежду и образы. Epic Games активно сотрудничает с брендами и известными личностями. Так, прямо в игре певец Трэвис Скот провел виртуальный концерт, который привлек более 12 миллионов слушателей.

Студия Disney провела в игре презентацию девятого эпизода «Звездных войн» и взяла интервью у режиссера киноленты. Американская группа Weezer создала целый остров в игре для промоушна своего нового альбома. Также в рамках коллаборации Fortnite с брендом Balenciaga в игре появились 4 новых скина с одеждой, которую можно было купить в реальном магазине бренда.

#2. Meta. Основной идеолог и промоутер метавселенных Марк Цукерберг представил первые VR миры Meta Horizon Worlds и Horizon Home, которые должны дать первое понимание того, как может выглядеть метавселенная. Там можно общаться с другими людьми, встречаться с друзьями и создавать свои миры.

Презентация Horizon Worlds:

Обзор работы бета-версии:

Второй пример — создание 3D аватаров в Instagram. Их можно будет добавить в сторис при помощи стикера, использовать для переписок и общения по видеосвязи. Они также будут доступны в мессенджере. Скорее всего, эти аватары можно будет использовать в будущей метавселенной.

#3. TikTok. Вслед за Инстаграмом в Тик-Токе появилась возможность создать 3D аватар, который должен реагировать на движения хозяина и воспроизводить эмоции.

#4. Oculus. Бренд компании Facebook Technologies (дочерней компании Meta) занимается выпуском VR гарнитур. Именно при помощи гарнитуры от Oculus можно протестировать продукты Meta — прототипы будущей метавселенной — Horizon Worlds, Horizon Home.

Еще в 2020 году на конференции Facebook Connect была представлена платформа Infinite Office для модели гарнитуры Oculus Quest 2. Она наглядно показывает, как можно организовать рабочее пространство при помощи VR. Возможно, в метавселенной наш домашний офис будет выглядеть именно так:

А вот трейлер игры Supernatural для занятия спортом в виртуальной реальности. Игра уже доступна и пользуется популярностью:

В комментариях к игре пользователи поделились, что во время пандемии игра позволила им сохранить себя в хорошей физической форме, а одна пара даже переоборудовала гараж под домашний фитнес-зал для VR.

#5. Пример того, как первые версии метавселенной уже используют в жизни обычные люди. Пара из Индии решила сыграть свадьбу в метавселенной из-за коронавирусных и финансовых ограничений. Официальная церемония запланирована в традиционной форме в присутствии самых близких людей. Затем пара должна шагнуть в метавселенную, где будет 2 000 гостей, вернее их аватары. В реальности молодожены не могли позволить себе такое количество гостей. Виртуальный мир создан по мотивам «Гарри Поттера» — в этом еще одна прелесть VR, можно создать любую обстановку. На свадьбу в метавселенной у пары ушло около 2 000 долларов. Событие запланировано на 6 февраля 2022 года.

#6. Decentraland — метавселенная, где можно купить участок (виртуальная земля). Продается в виде участков и может быть куплена за валюту своего виртуального пространства.

На старте Метавселенной свой участок можно приобрести по весьма демократичной цене. По мере роста популярности платформы, растёт и цена на недвижимость в ней. Например, в июне этого года участок земли в Decentraland был продан за более чем 900 000 долларов США.

Заключение

Метавселенная — это огромная симуляция. Она не сможет полностью заменить реальный мир. И не призвана это делать. Метавселенная станет продолжением или дополнением реального мира со всеми ее плюсами, а для кого-то и минусами. Если она будет реализована так, как нам обещают — это будет прорыв в технологиях виртуальной и дополненной реальности. И изменит судьбы многих людей. Удастся ли разработчикам создать метавселенную или она останется несбыточной фантазией — увидим через несколько лет.

Источник

С уважением, Андрей Горячий @AllianceTrader

Наш канал в телеграм - Присоединяйтесь!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


6 + 5 =